Речь, как двигатель развития!

Как логопеду, мне бы хотелось поговорить о главном предмете моей деятельности - речи.

Речь бывает разная - внешняя и внутренняя (импрессивная и экспрессивная), устная и письменная.

В детстве большинство из нас овладело ей не задумываясь, просто по подражанию, и не считает этот навык уникальным. А ведь это очень сложный процесс, требующий и от ребёнка, и от его окружения,

колоссальных усилий . Ведь речь формируется только в социуме.

Так почему же речь так важна для развития ребёнка в целом?
В связи с постоянно меняющимися не в лучшую сторону условиями жизни (плохая экология, неправильное питание, широкое использование антибиотиков даже от насморка и т.д.) количество детей, испытывающих проблемы в овладении речью растёт в геометрической прогрессии.
А ведь речь-это основной показатель развития мышления ребёнка, способ социальной адаптации,

способ познания мира, способ проявить и выразить себя.
Так на что же следует обращать внимание, чтобы не пропустить так называемую «точку невозврата». Обратимся к норме. Норма, конечно, очень условна, но, всё-таки, её можно придерживаться.
Итак, в 1,5 года у любого ребёнка должна быть фразовая речь (Мама, дай пить. Мама, идём гулять.

Ляля, спи! Мишка, иди! и т. д.) и довольно обширный пассивный словарь. То есть, ребёнок знает названия слов и показывает на предметы по просьбе . И делает он и то, и другое с удовольствием. Если этого

не происходит, то таким образом, нервная система сигнализирует родителям что что-то не в порядке.

Причин может быть множество: от поражения цнс до элементарной социальной деприватизации (родители не стимулируют речь ребёнка, понимая его без слов, немедленно реагируют на жестовые требования,

просто мало разговаривают с ним). Но разобраться в проблеме может только специалист. Поэтому не стоит, при наличии этих симптомов, затягивать поход к логопеду, даже в таком маленьком возрасте и успокаивать себя тем, что мальчики начинают говорить в 3, наш папа заговорил в 5 и т. д.
Логопед даст необходимые рекомендации и исключит неврологические причины.
Теперь о нарушении звукопроизношения. Это тоже очень важный аспект, так как чистая и понятная речь очень облегчает развитие ребёнка. К трём годам малыш должен правильно выговаривать все звуки речи, кроме шипящих, р и л. Должен держать слоговую структуру многосложных слов. К 5,5 чисто произносить все звуки родного языка. Если этого не происходит, если наблюдаются побочные проблемы (повышенная соливация, нарушение симметрии лица в процессе речи, все межзубные и щёчные варианты произношения) необходимо срочно показаться специалисту. Ждать до 5,5 бессмысленно и опасно, так как эти симптомы свидетельствует о серьёзном неврологическом дисбалансе. Надеюсь, моя лекция была полезной, и поможет любящим родителям не упустить самое важное в процессе воспитания своих малышей.

Ведь лучшее лечение это профилактика.

Центр досуга и развития детей

СВЕТЛЯЧОК

г. Сочи Цветной бульвар, 15

тел: +7 (918) 300-83-27

инстаграм светлячок